Темперамент ребенка определяет его социальную адаптивность и эмоциональное самовыражение.
Как родитель, вы, возможно, задумывались о происхождении тонких различий между вашим ребенком и его братьями, сестрами или сверстниками. Эти уникальные черты проистекают из темперамента ребенка и, вероятно, сформируют строительные блоки его личности, поскольку они формируют регуляцию и реактивность ребенка. Хотя характер у детей можно разделить на типы, не все дети подпадают под эти категории. Кроме того, каждый тип оказывает разное воздействие, требуя разных методов управления и адаптации родителей. В этом посте рассматриваются различные аспекты детского темперамента, от того, что его вызывает, до того, почему это важно и как справляться со сложным темпераментом; читайте дальше, чтобы узнать больше.
Что Такое Детский Темперамент?
Детский темперамент относится к уникальным способам, с помощью которых ребенок адаптируется и реагирует на существующее социальное окружение и новый опыт. Темпераментные характеристики вашего ребенка можно определить по степени его реактивности, общительности и саморегуляции. Эти характеристики выражаются не только в их эмоциональности, но и в моделях поведения.
Эти характеристики развиваются в первые годы жизни и со временем стабилизируются. Исследования показывают, что поведение родителей, установки, семейные или культурные ценности, социальное окружение и изменения в стилях воспитания влияют на развитие социально приемлемого поведения у детей (1). Таким образом, незначительные изменения в темпераменте ребенка могут контролироваться опытом и родительским влиянием в эти годы становления, но после того, как они установлены, их основной темперамент не меняется.
Почему Темперамент Важен В Развитии Ребенка?
Темперамент вашего ребенка влияет на его адаптивное функционирование, в том числе на то, как он поведенчески и эмоционально реагирует на социальные ситуации, людей и жизненный опыт.
- Влияет на эмоциональную реактивность: Высокореактивный ребенок может быть очень взволнованным перед лицом различных условий по сравнению с ребенком с низкой реактивностью, который сдержан в своем подходе.
- Влияет на общительность: В то время как ребенок-интроверт может обладать низкой общительностью, очень общительный ребенок может быть очень общительным и легко смешиваться с толпой. Это может повлиять на социальную отзывчивость ребенка по мере взросления.
- Формирует саморегуляцию: Дети с высокой саморегуляцией могут быть способны соблюдать приличия и быть внимательными во время занятий, но ребенок с плохой саморегуляцией может проявлять меньшую концентрацию внимания и легко сдаваться.
- Определяет их эмоциональный темперамент: Исследования показывают, что активный или застенчивый темперамент ребенка влияет на эмоциональные трудности, проблемы с поведением, гиперактивность и невнимательность в более поздние годы (2).
- Определяет адаптивность: Темперамент вашего ребенка определяет, как он адаптируется и взаимодействует в школе или дома, среди сверстников и родственников, а также во всех других аспектах жизни. Это помогает понять нюансы социальных отношений, обеспечивает социально-эмоциональную регуляцию и адаптацию к темпераментам других людей.
- Определяет степень пригодности: Темперамент позволяет родителям и учителям определять степень пригодности и изменять свои методы управления в соответствии с потребностями ребенка, не чувствуя себя перегруженным (4).
- Способствует адаптации родителей: Четкое представление о различных типах темперамента ребенка и их происхождении позволит вам лучше понять свой темперамент и предотвратить ненужный стресс. Кроме того, это поможет вам преодолеть разногласия между вашими родственниками с помощью четкого общения и четко установленных границ.
Какие Факторы Вызывают Темперамент Ребенка?
Несколько исследователей, психологов и отдельные исследования связывают детский темперамент как с природой, так и с воспитанием. Однако продолжающиеся дебаты об этих факторах указывают на то, что ни один из этих причинных факторов не может быть отдельно ответственным за то, как ребенок реагирует или адаптируется к своему социальному окружению.
1. Генетика
Считается, что детский темперамент определяется генетически и присутствует у детей с рождения. Исследования близнецов показывают, что на темперамент сильно влияют генетические факторы, где наследуемость влияет на сходство и различия в темпераментах на двадцать-шестьдесят процентов (5). Таким образом, это указывает на то, что темперамент ребенка по умолчанию может быть связан с врожденным темпераментом его родителей.
2. Домашняя Обстановка
Окружающая среда, в которой растет ребенок, влияет на его реактивность, двигательную активность, саморегуляцию и личностные качества, несмотря на генетические факторы. Исследования показывают, что двое детей в одном доме не обладают одинаковым темпераментом из-за внутренних факторов, действующих внутри семьи, таких как структура семьи, домашняя обстановка, совместные занятия, методы успокоения и дифференцированное обращение (5).
3. Мозг И Темперамент
Исследования показывают, что изменения в определенных областях мозга могут быть ответственны за реакцию ребенка на социальные ситуации. Исследования показали связь между асимметричной лобной активацией и эффектом у детей, когда активность левой лобной доли указывала на положительный эффект, в то время как активность правой указывала на отрицательный эффект (6). Кроме того, исследования визуализации мозга показывают, что большая активация и объем миндалины влияют на подавленный темперамент у детей (7) (8).
4. Стили Воспитания
Исследования показывают, что то, как воспитываются дети, влияет на их темперамент. Например, ребенок, получивший авторитарное (суровое или строгое) воспитание, может проявлять черты социальной замкнутости и интроверсии, в то время как авторитарное воспитание позволяет ребенку быть более социально отзывчивым (9). Неправильное воспитание может повлиять на изменение черт характера ребенка.
Кроме того, отдельные исследования показывают, что некоторые другие факторы, такие как культура, уязвимость к психосоциальным невзгодам, жесткие методы дисциплинирования, прошлый опыт и привязанность родителей, вероятно, влияют на темперамент ребенка. Кроме того, исследования показывают, что материнская депрессия и чувствительность играют важную роль в развитии трудного детского темперамента (10).
Какие Существуют Типы Детского Темперамента?
Современные классификации делят темперамент ребенка на легкий или покладистый, трудный или вызывающий, медленно разогревающийся или застенчивый (4) (11).
1. Легкий Темперамент
Наиболее часто встречающийся темперамент — это когда дети относительно уравновешенны и стабильны во сне, голоде и эмоциональности. Они предпочитают придерживаться заведенного порядка и функционировать в соответствии с ним; однако, когда это необходимо, они также гибко приспосабливаются к изменениям с относительно положительным эффектом. Они организованны и готовы к сотрудничеству, когда им дают задания, и, как правило, хорошо функционируют даже в группе и шумной обстановке.
2. Сложный Темперамент
Дети с трудным темпераментом часто проявляют импульсивность и являются противоположностью гибкости. Они не могут функционировать в соответствии со структурированным распорядком и предпочитают быть спонтанными в своих действиях. Они могут быть чрезвычайно суетливыми, раздражительными, замкнутыми и демонстрировать негативное отношение к окружающим. Они, вероятно, проявляют сильную неприязнь или тревожную реактивность при воздействии новых впечатлений и легко отвлекаются на шум и мигающий свет. Однако они также очень активны, настойчивы, прилежны, энергичны и решительны, когда посвящают себя выполнению задачи.
3. Медленно Разогревайте Темперамент
Детей, которые медленно разогреваются, часто называют застенчивыми из-за их высокой чувствительности. Эти дети склонны проявлять неприязнь к людям и толпе и могут негативно реагировать, когда их заставляют взаимодействовать. Кроме того, они медленно выражают эмоции или занимаются деятельностью низкой интенсивности. Они боятся новых впечатлений, но при длительном воздействии могут постепенно привыкнуть к неизведанному окружению. Первоначальные запреты по отношению к новому опыту и социальным сценариям, как правило, исчезают при повторном воздействии.
Несмотря на эти подтипы, родители могут счесть, что их дети не особенно подходят ни под одну категорию из-за смешанных темпераментов. Это относительно распространено среди детей и не указывает на какие-либо отклонения у ребенка.
Каковы Черты Детского Темперамента?
Черты темперамента — это базовые характеристики, на основе которых формируются личностные качества ребенка. Эти уникальные качества определяют то, как ребенок реагирует и адаптируется к окружающей среде и различным темпераментам окружающих его людей. Темперамент ребенка определяется набором из девяти черт.
1. Биологические Ритмы
Ребенок со стабильным биологическим ритмом регулярно принимает пищу, спит и ходит в туалет. Ребенок с нерегулярным ритмом может испытывать трудности при выполнении обычных упражнений и испытывать голод, жажду и усталость через случайные промежутки времени (13).
2. Уровень Активности
Уровень активности — это уровень энергии ребенка для выполнения действий и тип деятельности, который он предпочитает. Высокоактивные дети предпочитают занятия, которые поддерживают их физическую и умственную активность, в то время как дети с низким уровнем активности предпочитают интеллектуальные занятия, которые требуют от них длительного пребывания на одном месте (14).
3. Подход / Уход
Склонность ребенка приближаться к новым занятиям и людям или уходить от них связана с его общей экстраверсией или интроверсией. Ориентированный на подход ребенок может быстро и активно подходить к различным ситуациям, людям или текущим задачам и вовлекаться в них, не особо нуждаясь в инструкциях или представлении. Однако замкнутый ребенок может не решаться участвовать в мероприятиях и сторониться людей. Он может медленно адаптироваться и нуждаться в инструктаже, чтобы исследовать свое окружение и выразить себя (15).
4. Настойчивость
Очень настойчивый ребенок может сохранять устойчивое внимание к заданиям независимо от уровня их сложности и других влияющих факторов, таких как количество элементов в задании, последовательность выполнения задач, отведенное время и внешние помехи. Однако ребенок с плохой настойчивостью может легко отказаться от выполнения задания, которое он считает трудным или ограниченным по времени (16).
5. Отвлекаемость
Отвлекаемость определяет настойчивость ребенка в выполнении задания. Ребенка, который легко отвлекается, могут отвлекать от выполнения задания даже незначительные факторы окружающей обстановки, и ему трудно продолжать выполнение задания в течение долгих часов. Они также могут переходить от одного задания к другому, не выполнив предыдущее, и проявлять повышенную забывчивость. Очень внимательного ребенка нелегко отвлечь, и он может надолго сосредоточиться на какой-либо заданной задаче , даже если его отвлекают вынужденно. У них также отличная память на внешние детали наряду с более мелкими деталями задания, что помогает им выполнять задание с самоотдачей (17).
6. Сенсорный Порог
Порог чувствительности относится к уровню чувствительности ребенка и к тому, как он реагирует на шум, освещение, прикосновения и давление. У высокочувствительных детей порог чувствительности низкий. Их легко беспокоят простые неприятности и физический контакт. Напротив, детей с высоким порогом чувствительности может не беспокоить шумная обстановка, физические контакты и травмы, и они даже могут предпочесть, чтобы их окружал яркий свет (18) (19).
Саммер, мать, делится своим опытом темпераментного ребенка, когда простые вещи, такие как отключение электроэнергии, подавляли ее. Она говорит: “Я до сих пор помню, как в детстве испытывала беспокойство каждый раз, когда шторм отключал электричество в нашем городе. Моя мама могла спокойно сидеть там вечером, наслаждаясь книгой, в то время как меня переполняли эмоции. Мое тело физически не могло справиться с тишиной. Мне пришлось научиться (и на это у меня ушло время до совершеннолетия), как сохранять спокойствие и просто не поддаваться неконтролируемому гневу, который появлялся, когда я ничего не делала (я).”
7. Интенсивность Реакции
То, как ребенок реагирует на сенсорные стимулы, варьируется в зависимости от его чувствительности к этим стимулам. Интенсивные реакции, такие как взрывной гнев или истерики, крайнее счастье, безутешный плач и беспокойство, могут проявляться у детей с высокой чувствительностью к раздражителям окружающей среды, в то время как дети с низкой чувствительностью могут не выражать свои чувства открыто даже в напряженных ситуациях (19).
8. Настроение
От обычно веселого до капризного настроения ребенка зависит его общая тенденция к позитивной или негативной реактивности. Обычно жизнерадостный ребенок может позитивно относиться к жизненным ситуациям и проявлять активный интерес к различным видам деятельности. Однако унылый или капризный ребенок может иметь в целом негативное мышление, с большим количеством сомнений и страха по отношению к себе, окружающим и различным жизненным ситуациям (19).
9. Адаптивность
Адаптивность относится к открытости ребенка к различным стимулам. Дети с высокой степенью адаптации переходят от одного нового опыта, человека, рутины и окружения к другому без особой суеты. Однако дети с плохой адаптивностью легко разочаровываются, им требуется время, чтобы адаптироваться к новым ситуациям, и переходы кажутся им эмоционально и интеллектуально сложными (20). Эти дети предпочитают рутину и предсказуемость.
Как Влияет Темперамент Ребенка?
Темперамент ребенка влияет на ориентацию ребенка на выполнение задач, личностно-социальную гибкость и реактивность как дома, так и в школе (21) (4).
1. Влияние Легкого Темперамента
Покладистый ребенок может обладать позитивным мышлением, быть регулярным в выполнении повседневных дел и медленно реагировать на стрессоры дома и в школе, в группах сверстников и в жизненных ситуациях. Они могут быть социально хорошо приспособленными, откровенными и целеустремленными, что хорошо ценится и обожается всеми окружающими. Авторитетный стиль воспитания может помочь обогатить их положительные качества и мотивировать к успеху во всех сферах жизни.
2. Последствия Медленного Разогрева Темперамента
Ребенку, который медленно разогревается, может потребоваться время и пространство, чтобы понаблюдать за окружающей обстановкой и оценить окружающих его людей, прежде чем привыкнуть к ним. Они могут быть медлительны в самовыражении, менее чувствительны и могут придерживаться расписания, а могут и не придерживаться. Из-за своего рассудительного характера застенчивые дети подвержены социальному давлению и давлению сверстников, что вынуждает их либо замыкаться в себе, либо интенсивно реагировать на незначительные проблемы. Однако позитивное воспитание может помочь обучить их и направить к тому, чтобы они были более восприимчивыми к переменам.
3. Последствия Трудного Темперамента
Трудный ребенок может быть очень активным, с нерегулярными биологическими ритмами и высокой реактивностью. Они могут быть очень чувствительны к внешним помехам и своему окружению, что затрудняет их адаптацию к новым стимулам. Энергичным детям также трудно сосредоточиться на задачах, и они подвержены отвлекающим факторам, что усложняет школьную обстановку. Дома родители и непосредственные опекуны могут быть критичными, авторитарными и суровыми по отношению к своим детям из-за своей неспособности справиться с трудным ребенком.
Как Справиться С Трудным Темпераментом У Ребенка?
Работа с трудным ребенком требует от родителей умения приспосабливаться, когда родитель позитивно адаптирует свои методы ухода и дисциплины, чтобы обогатить личную реактивность ребенка и его восприятие мира.
1. Придерживайтесь Здорового Образа Жизни
Составление стабильного распорядка дня для ребенка и обеспечение регламентации заданий и биологических ритмов позволит ему быть более организованным. Наличие устойчивых границ в отношении того, когда они должны есть, спать, играть и учиться, может помочь им лучше адаптироваться к переменам. Это происходит потому, что они растут, чтобы понимать, чего ожидать, и их не застают врасплох.
2. Будьте Примером Для Подражания
Хорошее воспитание позволит ребенку научиться уважению, социальным и коммуникативным навыкам, приспособляемости, эмоциональному самовыражению, настойчивости и саморегуляции. Борьба за власть с авторитарными родителями или чрезмерно попустительское воспитание могут затруднить управление ребенком.
3. Используйте Позитивное Воспитание
То, как вы разговариваете со своим чрезмерно активным, капризным, бурно реагирующим или сверхчувствительным ребенком, играет важную роль в принятии решения о том, как он отреагирует на любую ситуацию. Поощряющий родитель может быть более успешным в том, чтобы помочь ребенку приспособиться к переменам и научить его выражать свои чувства словами. Кроме того, родитель, который осознает, как его собственная реактивность и темперамент влияют на ребенка, может лучше контролировать своего ребенка и направлять его к социально приемлемому поведению.
4. Поймите Своего Ребенка
Знание родителями темперамента своего ребенка позволяет им понять свои триггеры, зоны комфорта и реактивность. Это позволяет родителям изменять свои методы воспитания, стиль воспитания и личный темперамент в соответствии с потребностями своего ребенка, одновременно используя свои сильные стороны. Избегайте применения к ним принуждения как средства заставить их остановиться, когда они переусердствуют, или сотрудничать, когда они отказываются.
5. Принимайте Своего Ребенка
Родитель, который использует жесткие методы для полного изменения темперамента своего ребенка, приносит больше вреда, чем пользы. Принятие особенностей вашего ребенка, использование его сильных сторон и адаптация методов обучения в соответствии с его темпераментом могут помочь ему научиться большему самоконтролю над своей психомоторной реактивностью и эмоциональным самовыражением.
6. Избегайте Сравнений
Сравнение их с другими может быть воспринято вашим ребенком как критика и родительская неприязнь, что делает их менее уверенными в себе и более реактивными или упрямыми. Они могут отказываться слушать и вести себя противоположно приведенному примеру или плохо себя вести, чтобы выразить бунт.
Вопросы И Ответы
1. Как измеряется темперамент ребенка?
Исследователи измеряли темперамент ребенка с помощью таких инструментов, как опросник поведения младенца и Интегративный опросник темперамента ребенка (22) (23).
2. Является ли СДВГ темпераментом?
Исследования выявили совпадающие черты между синдромом дефицита внимания и гиперактивности и сложным типом темперамента (24) (25).
3. Может ли темперамент ребенка меняться со временем?
Да, поведение и чувства ребенка могут меняться с возрастом. Такие вещи, как взросление, место, где они живут, и то, через что они проходят, могут повлиять на их поведение и то, что они чувствуют внутри.
4. Каковы некоторые распространенные заблуждения о детском темпераменте?
Существует некоторое недопонимание того, каковы дети. Некоторые люди думают, что поведение и чувства ребенка всегда остаются неизменными, но они могут меняться по мере взросления. Некоторые также считают, что поведение ребенка обусловлено только его генами, не принимая во внимание, как на него влияет окружение и опыт. Важно знать, что темперамент ребенка отличается от его личности, и разные обстоятельства могут влиять на то, как он себя ведет. Наконец, предположение, что у ребенка с трудным темпераментом всегда будут проблемы, не учитывает его способность совершенствоваться и преуспевать при правильной помощи и руководстве.
5. Как братья и сестры с разными темпераментами могут гармонично сосуществовать?
Непохожие друг на друга братья и сестры могут хорошо ладить, пытаясь понимать друг друга и заботиться друг о друге. Они могут разговаривать и слушать друг друга и находить то, что нравится им обоим. Важно уважать пути и таланты друг друга, что может сделать их отношения счастливыми и поддерживающими.
Детский темперамент влияет на то, как ребенок воспринимает, понимает и реагирует в социальных условиях. Это жизненно важный компонент будущей личности ребенка и, таким образом, влияет на то, как окружающие воспринимают его и реагируют по отношению к нему, еще больше влияя на его характер. Хотя, как ни странно, на три темперамента влияют генетика, стили воспитания и другие факторы, исследования показывают, что пластичность мозга играет жизненно важную роль. Кроме того, хотя общение с проблемным ребенком требует терпения и личного понимания, родители также должны убедиться, что учителя и другие воспитатели положительно относятся к их ребенку, чтобы уменьшить стресс, оказываемый на ребенка.
Инфографика: Как Справиться С Трудным Темпераментом Ребенка
Вы родитель трудного ребенка, который задается вопросом, как справиться с его неустойчивым распорядком дня, возрастающей активностью и трудностями с переходами? Следующая инфографика содержит несколько способов, которые помогут вам справиться со сложным темпераментом вашего ребенка.